|
Страстная и деятельная устремлённость к идеалу, поражающая
работоспособность, способность к длительному сверхнапряжению,
увлечённость - вот портрет пассионария. Изобретатель этого уди-
вительного неологизма, Лев Гумилёв, считал таковыми инициатив-
ного Цезаря, властолюбивого Наполеона, патриотичную Жанну
д' Арк, жертвенных учёных и художников и, даже, мифического
Дон Кихота. Лев Гумилёв разработал шкалу идеалов весьма близ-
кую идеям Лазурского в основе которой лежит уровень нервно-пси-
хической энергии. А можно ли измерить пассионарность?
Каждый узор - это мандала (янтра), воплощающая тот или иной
идеал. Если человек обладает зрелой нервно-психической структу-
рой ответственной за какой-либо идеал, то он сложит соответству-
ющий узор, с тем меньшим временем, чем дальше его идеал от без-
деятельной мечты и чем ближе он к воодушевляюще-активной ра-
боте. Неспособность сложить узор говорит об отсутствии идеала.
Помимо "горизонтальной" классификации (см. страницу слева)
возможно выделение последовательных сфер, сообразно возраста-
ющей статистической сложности узоров, равно как и их геометри-
ческой сложности и также "высоте" идеалов. Первые четыре узо-
ра, состоящие из квадратов, соответствуют простейшим нервно-
соматическим функциям: тонусу, контролю, лабильности, устойчи-
вости доминанты. Трёх-четырёхлетние дети обычно справляются
с узорами этой сферы. Следующие четыре узора, 5 - 8, требующие
для своего исполнения треугольников, образуют сферу социально-
го и представляют такие психические констеляции как статус, пие-
тет, социальная экстравертированность, долг (социороль). Узоры
с 9 по 12, лишённые осевой симметрии социальной сферы и облада-
ющие лишь центральной, а то и, вообще, децентрированные, - это
сфера чистого мышления ( от "кухонно-житейской" философии до
научно-систематизированных построений Гегеля) представленная
"идеальностями" догматизма, логики (децентрации), "бокового"
или латерального мышления, смыслообразования. Последние че-
тыре узора безконтурны, не содержат внутри разграничительных
линий и являют собой сферу творчества, сферу подлинных чувств.
Успех или неудача в какой-либо сфере говорят о соответствую-
щем развитии идеалов. Например, людям науки свойственна лов-
кость в выполнении 9-12 узоров и неуверенность в последующих.
Помимо детального анализа каждого узора возможна и интег-
ральная оценка пассионарности по формуле Никитина Б.П., кото-
рый считал полученный результат продуктивностью умственной
работы (ПУР). Эта величина определяется как сумма ценностей
сделанных правильно узоров,умноженная на отношение рекордно-
го времени, требуемого для сборки этих узоров, к фактическому.
Статистические кривые,показывающие зависимость ПУРа от воз-
раста приведены ниже. Результат 50% людей лежит выше медиан-
ной кривой и 50% - ниже. Выше верхней кривой расположены ве-
лечины ПУРа лишь 10%, а ниже нижней - также 10%. ПУР в диа-
пазоне от 4 до 24 достаточно хорошо совпадает с IQ. Изменение
пассионарности с возрастом выражается формулой Пуассона, ко-
торая приоткрывает таинственную природу пассионарности. При
малых значениях возраста t , экспоненциальная часть формулы
стремится к единице и пассионарность определяется круто взмы-
вающей в высь параболой, тогда как в случае больших t решаю-
щую роль начинает играть вымирающая экспонента.Таким обра-
зом, пассионарность определяется борьбой параболы (закон раз-
вития творческих способностей, в отличие от исполнительских)
и экспоненты (закон старения и нарастания энтропии). Парабола
описывает закон роста ничем не стеснённого духа, а экспонента -
старение его физической оболочки. Извечная борьба духа и тела.
Кривые пассионарности совпадают с кривыми Гумилёва, харак-
теризующими процесс этногенеза. Величина ПУРа близ 12 харак-
терна для социально-приспособленных людей, которые не хотят
рисковать достигнутым ради большего. Диапазон до 18 свойстве-
нен более социально-активным; до 24 - "ищущим", готовым мно-
гое поставить на карту, чтобы сорвать банк, суровым к себе и с
развитым чувством долга; до 30 - людям со страстью к вопросу и
объяснению, живущим вне социума, в мире без времени,в царстве
идеальных закономерных связей. Те же "кому за 30"-это социаль-
но-дизадаптированные, необычно активные и индивидуальные,
их тяготит долг, ибо они хотят быть самими собой. Невостребо-
ванность обществом их таланта, безденежье, неустроенность ли-
чной жизни, конфликтность типичны для них. Научные знания
никак не удовлетворяют их - они устремлены к чувствам. В их
биографии всегда присутствует период занятий искусством: ника-
кая наука не может служить тренажёром для развития столь мощ-
ных "мышц" - лишь музыка, живопись, поэзия,танцы,магия, йога.
Порой они большие эрудиты, знатоки языков и наук, но не это их
суть, а напряжённая жизнь духа, накал чувств,развитая интуиция.
Следует помнить, что ПУР, допустим, 14 может быть получен не-
спешным сложением почти всех узоров, а может стремительным
выполнением лишь первых восьми. В первом случае можно гово-
рить о бездеятельном интеллигенте, во втором - об энергичном, но
ограниченном типе. Этот маленький недостаток формулы проявля-
ется лишь до 22-25; больше можно заработать лишь складывая и
"много" и "быстро": пассионарии - это и утончённая душа, и энер-
гичность.
"Горбинка" на кривой пассионарности обусловлена социализа-
цией, когда императив "быть самим собой", неотторжимо свойст-
венный развитию Духа, сталкивается с императивом общества
"будь как все" и,стремясь "вписаться", а иногда, просто выжить,
человек уступает; но тот, кто более дорожит чувством, чем суще-
ствованием,кто одарен огромной душевной силой,не дающей ему
покоя,преодолевает этот соблазн и,вместо того,чтобы приспосаб-
ливаться к обществу,заставляет общество приспособиться к себе.
Гречухин Борис Сергеевич. июнь 1999.
|
|